Вопрос 1: За водителем организации закрепляется автомобиль, на котором по результатам аттестации подтверждено право на доплату за работу с вредными условиями труда. Положена ли доплата за работу во вредных условиях другому водителю, временно работающему на данном автомобиле в случае отсутствия закрепленного водителя (отпуск, отгул, болезнь и т.д.)?

Ответ: В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253, аттестация рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация) проводится в целях выявления на конкретном рабочем месте работника, занятого на нем полный рабочий день, факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности, разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также для определения обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников). Еще раз обращаю внимание, что аттестации подлежит не работник, а рабочее место, не зависимо от того, какой конкретно работник на нем занят. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2014 г. № 575 «О некоторых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда» право на компенсацию в виде оплаты труда в повышенном размере путем установления доплат имеют работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и(или) опасными условиями труда, подтвержденными результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. При этом указанная компенсация предоставляется работникам в дни занятости выполнением этих работ полный рабочий день — в течение не менее 80 процентов ежедневной продолжительности работы (смены), установленной в соответствии с законодательством. Размер доплат определяется в зависимости от класса и степени вредности этих условий труда, установленных при аттестации. Указанные доплаты устанавливаются в процентах от тарифной ставки первого разряда, установленной в организации, или фиксированной денежной величины, определяемой нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иного локального нормативного правового акта, принятых в соответствии с законодательством. Следовательно, если работник, временно заменяющий отсутствующего работника (в данном случае водитель автомобиля), занят на рабочем месте, на котором по результатам аттестации установлены вредные условия труда, полный рабочий день, доплата за работу в таких условиях ему должна производиться.

Вопрос 2: В 2015 году была проведена аттестация рабочего места термиста. Класс условий труда 3.1. В 2017 году закалочная печь, при работе с которой проводилась аттестация, претерпела модернизацию в области автоматизации процесса, то есть все показатели условий труда термиста остались теми же, только процессы управления самой печью автоматизировались (пуск, остановка работы печи, блокировки). Нужна ли в такой ситуации аттестация рабочего места термиста?

Ответ: В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 (далее – Положение по проведению аттестации), срок действия результатов аттестации составляет пять лет. Следовательно, если аттестация проведена в 2015 году, срок действия ее результатов (в общем случае) закончится в 2020 году. Однако в некоторых случаях, предусмотренных Положением по проведению аттестации, требуется проведение внеочередной аттестации. Внеочередная аттестация (переаттестация) проводится в обязательном порядке по требованию органов государственной экспертизы условий труда, а также в течение шести месяцев после: замены или модернизации производственного оборудования, замены сырья и материалов, изменения технологического процесса и средств коллективной защиты; реализации плана мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда; изменения условий труда работников при наличии инициативы нанимателя или профсоюза (профсоюзов) о проведении аттестации. Внеочередная аттестация (переаттестация) считается завершенной и ее результаты применяются с даты издания приказа об утверждении внеочередной аттестации (переаттестации). Результаты внеочередной аттестации (переаттестации) действуют в течение пяти лет. В случае модернизации производственного оборудования решающим критерием для проведения внеочередной аттестации является изменение условий труда (снижение выбросов вредных веществ в воздух рабочей зоны, уменьшение шума, вибрации, снижение количества ручного труда и т.д.). В Вашем вопросе к требованиям безопасности приведено управление печью (установка защитных блокировок, автоматического отключения печи в случае аварийной ситуации и т.д.), что не повлияет на оценку факторов производственной среды, установленной в процессе аттестации данного рабочего места. Печь продолжает работать при тех же температурных режимах. На рабочем месте будут присутствовать те же вредные факторы, что и до проведения данной модернизации. Поэтому в данном конкретном случае проведение внеочередной аттестации на рабочем месте термиста не требуется.

Вопрос 3: Аттестация рабочего места термиста проводилась на 8-часовой рабочий день. Класс условий труда 3.1. Теперь его нагрузка будет составлять часа 3-4 в день и не каждый день. Как правильно распределить компенсации по условиям труда (дополнительный отпуск, процент от тарифной ставки)?

Ответ: В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – Положение об аттестации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253, аттестация рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация) проводится в целях выявления на конкретном рабочем месте работника, занятого на нем полный рабочий день, факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности, разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также для определения обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников). Пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенная продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплата труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам аттестации предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством. Из Вашего вопроса следует, что условия труда работника (термиста) изменились. Полной занятости с вредными и(или) опасными условиями труда нет, что должно послужить поводом для нанимателя для проведения внеочередной аттестации рабочего места (если такая ситуация не носит временный характер). Напомню, что в соответствии с Положением об аттестации внеочередная аттестация (переаттестация) проводится в обязательном порядке по требованию органов государственной экспертизы условий труда, а также в течение шести месяцев после: замены или модернизации производственного оборудования, замены сырья и материалов, изменения технологического процесса и средств коллективной защиты; реализации плана мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда; изменения условий труда работников при наличии инициативы нанимателя или профсоюза (профсоюзов) о проведении аттестации. В данном случае при отсутствии полной занятости с вредными и(или) опасными условиями труда оснований для предоставления работнику компенсаций за работу в таких условиях (дополнительный отпуск, оплата труда в повышенном размере путем установления доплат) не имеется. Учет фактической занятости работника с вредными и(или) опасными условиями труда должен вести наниматель.

Вопрос 4: В 2017 году была проведена аттестация рабочего места маляра при использовании красок с растворителями, имеющими резкий запах. Класс условий труда – 3.2. Планируется переход с использования упомянутых красок на водорастворимые краски, которые практически не имеют запаха. Нужна ли переаттестация?

Ответ: Прежде всего, следует отметить, что профессия «маляр» предусмотрена Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (раздел I, глава 1), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25.05.2005 № 536 (далее — Список № 2) с дополнительными условиями: работы с вредными веществами не ниже 3-го класса опасности; подземные работу по строительству метрополитенов и других подземных сооружений; работы по окраске и ошкрябке судов в доках. Поэтому при выполнении вышеуказанных условий рабочее место маляра в обязательном порядке должно включаться в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации. Если же планируется переход на использование водорастворимых красок (замена сырья и материалов), то необходимо проведение внеочередной аттестации. Внеочередная аттестация должна быть проведена в течение шести месяцев после замены сырья и материалов, изменения технологического процесса. Внеочередная аттестация (переаттестация) считается завершенной и ее результаты применяются с даты издания приказа об утверждении внеочередной аттестации (переаттестации). Результаты внеочередной аттестации (переаттестации) действуют в течение пяти лет. С момента издания приказа нанимателя о проведении внеочередной аттестации до издания приказа об утверждении ее результатов оснований для предоставления работникам компенсаций за работу с вредными и(или) опасными условиями труда не имеется.

Вопрос 5: Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23.12.2016 № 74 утверждена новая форма «перечень рабочих мест, на которых по результатам аттестации не подтверждены условия труда, дающие право на сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и(или) опасными условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и(или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и(или) опасными условиями труда (далее – компенсации), а также влекущие обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников (далее – ППС)». Указаний по заполнению данной формы нет. Прошу разъяснить, что следует указывать в графах 4, 5 и 6. Формируемый автоматически в МЭФ указанный перечень отличается от утвержденного наименованием графы 6 (там он называется «критерии», а не «причины неподтверждения»). При этом в данную графу переносится комментарий к пункту 6.2 карты аттестации, относящийся только к ППС, а редактирование ячейки в Перечне не предусмотрено. Кроме того, в данном перечне автоматически формируется графа 3 «Наименование структурного подразделения», которая соответствует подпункту 1.2 кары аттестации, в результате чего не отражается наименование самостоятельного структурного подразделения, не входящего в состав цеха или отдела. В других перечнях графа «Наименование структурного подразделения» заполняется на основании п.п. 1.2 и 1.3.

Ответ: В соответствии с Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35, результаты аттестации и оценки условий труда учитываются для определения права работников на компенсации в виде пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплаты труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников. При оценке условий труда, соответствующих 3-му классу третьей степени вредности (3.3) и выше, подтверждаются особые условия труда на рабочих местах работников, профессии, должности, показатели работ которых предусмотрены списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (далее – список № 1). При оценке условий труда, соответствующих 3-му классу второй степени вредности (3.2), для указанных работников подтверждаются условия труда, соответствующие требованиям списка производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (далее – список № 2). При оценке условий труда, соответствующих 3-му классу второй степени вредности (3.2) и выше, подтверждаются особые условия труда на рабочих местах работников, профессии, должности, показатели работ которых предусмотрены списком № 2. При оценке условий труда, соответствующих 3-му, 4-му классу, подтверждаются условия труда на рабочих местах работниц, профессии которых предусмотрены перечнем текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах (далее – перечень текстильных производств), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования». При оценке условий труда, соответствующих 3, 4-му классам, на рабочих местах работников, профессии, должности которых предусмотрены списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, установленным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 7 июля 2014 г. № 57 «О некоторых вопросах предоставления компенсации по условиям труда в виде сокращенной продолжительности рабочего времени», подтверждается право на сокращенную продолжительность рабочего времени. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» профессиональному пенсионному страхованию подлежат в том числе: работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (по спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей); работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (по списку производств, работ, профессий, должностей и показателей); работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах (по перечню текстильных производств и профессий); Оценка условий труда на конкретных рабочих местах производится по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Исходя из вышеизложенного, при неподтверждении результатами аттестации права на предоставление компенсаций в графу 4 Перечня, необходимо вносить компенсации в виде дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплаты труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а таковые не будут предоставляться только, если условия труда на рабочем месте по результатам аттестации признаны оптимальными или допустимыми (класс 1 или 2). В графу 5 вносится информация при неподтвеждении оценки условий труда для целей ППС (право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, профессиональную пенсию) и соответственно в графу 6 – причину неподтверждения (подстрочный комментарий к п. 6.2 карты условий труда). Неподтверждение права на данный вид компенсаций не лишает работника права на предоставление других в случае установления соответствующей оценки условий труда Для компенсаций, вносимых в графу 4, причина неподтверждения не требуется. Модуль электронной формы универсален и не может учесть специфику некоторых организаций (подразделения, структуру и т.д.). В то же время разработчики внимательно относятся ко всем поступающим замечаниям и предложениям и постоянно работают над его совершенствованием. Вся информация о МЭФ размещена на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Там же размещается информация о контактах с разработчиком.

Вопрос 6: Необходимо ли заполнять отчетную форму «Мероприятия …» в МЭФ, если нет реальной возможности изменить класс условий труда? Может ли незаполнение данной формы служить основанием для отклонения отчета?

Ответ: Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 декабря 2016 г. № 73 «О предоставлении нанимателями документов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда в электронном виде» установлено, что документы по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация), проведенной организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее – Порядок аттестации), предоставляются нанимателями в управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов по месту регистрации нанимателя в электронном виде, сформированные посредством автоматизированной информационной системы мониторинга условий труда на производстве (далее – АИС «Мониторинг условий труда на производстве»), с использованием глобальной компьютерной сети Интернет путем обращения на web-портал Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (http://mintrud.gov.by). В соответствии с 16. Порядка аттестации документами по результатам аттестации являются приказ об организации и проведении аттестации, приказ об организации и проведении внеочередной аттестации (переаттестации), приказ об утверждении аттестации, приказ об утверждении внеочередной аттестации (переаттестации), перечни рабочих мест, указанные в подпунктах 12.1–12.7 пункта 12 Порядка аттестации, план мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее – План мероприятий), карты фотографии рабочего времени, карты аттестации рабочего места по условиям труда, протоколы измерений и исследований уровней вредных и опасных факторов производственной среды, протоколы количественных измерений и расчетов показателей тяжести и напряженности трудового процесса, копия аттестата аккредитации на право проведения измерений и оценки условий труда привлекаемой для проведения этой работы организации с приложением, характеризующим область ее аккредитации, а также другие документы. План мероприятий является одним из документов по результатам аттестации и, соответственно, должен заполняться в МЭФ. Назаполнение данной формы может служить основанием для отклонения результатов аттестации. Хочу также напомнить одну из основных целей проведения аттестации, определенных действующим законодательством, — разработка и реализация плана мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда. Поэтому все возможные меры для снижения воздействия на работника вредных и опасных факторов производственной среды необходимо предпринимать, независимо от того, повлияет ли это на оценку условий труда.

Вопрос 7: Приказ об утверждении результатов аттестации после сохранения в МЭФ теряет форматирование, что делает его практически нечитаемым при последующем просмотре. В таком случае, какой смысл включения содержания приказа в МЭФ, если содержание его стандартное, а все данные имеются в соответствующих формах?

Ответ: В соответствии с п. 16 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253, приказ об утверждении результатов аттестации является документом по результатам аттестации. В соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 декабря 2016 г. № 73 «О предоставлении нанимателями документов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда в электронном виде» должен предоставляются нанимателями вместе с другими документами в управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов по месту регистрации нанимателя в электронном виде. Стандартной формы приказа, насколько известно мне, не существует. Смысл включения содержания приказа в МЭФ заключается в контроле его содержания на соответствие требованиям действующих нормативных правовых актов. Государственные эксперты условий труда, проверяя отгруженные нанимателями результаты аттестации рабочих мест по условиям труда в электронном виде, видят содержание приказа об утверждении результатов.

Вопрос 8: Много вопросов вызывает оценка класса условий труда водителей автомобилей. Как следует из многочисленных обсуждений на форумах, вопросов и ответов на них, класс условий труда водителя автомобиля зависит исключительно от времени управления автомобилем. Планируется ли изменение подхода к оценке условий труда этой самой многочисленной категории работников, и какие мероприятия, кроме снижения коэффициента полезного использования транспортного средства, могут привести к улучшению условий труда водителя?

Ответ: В соответствии с характеристикой работ, предусмотренной для профессии «водитель», оценке при проведении аттестации данного рабочего места (в случае его включения в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, т.к. обязательной аттестации в соответствии с Положением о порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253, оно не подлежит), как правило, подлежат такие факторы производственной среды, как шум, вибрация, тяжесть и напряженность трудового процесса. Воздействие всех вышеперечисленных факторов на работника происходит только в процессе управления автомобилем. Соответственно, в случае выявления превышений ПДУ по шуму и вибрации, их оценка обязательно корректируется на время их воздействия (время управления автомобилем). Так же оценивается тяжесть и напряженность трудового процесса. Других подходов к оценке условий труда не существует и не планируется. От себя лично могу добавить, что, как показывает практика, проведенные инструментальные замеры на рабочих местах водителей современных автомобилей в большинстве случаев не выявляют превышений допустимых уровней шума и вибрации, а отнесение рабочей позы к категории «неудобной и вынужденной» носит чисто субъективный характер. Действующие санитарные нормы и правила требуют для водителя автомобиля удобной позы, что обязательно учитывается всеми производителями транспортных средств.

Вопрос 9: Перечни приложений 10 и 12 с однотипными названиями относятся к определению взаимосвязанных прав работников, но имеют почему-то разную структуру. В приложении 12 отсутствует наименование структурного подразделения, что не позволяет идентифицировать рабочие места с одним наименованием профессии, но разными характеристиками условий труда на них. Как сформировать перечень рабочих мест, на которых по результатам аттестации подтверждено право работника на доплаты за работу с вредными и(или) опасными условиями труда, чтобы по нему можно было определить право на компенсацию применительно к рабочему месту?

Ответ: То, что Перечень 12 не содержит графы «наименование структурного подразделения», не носит преднамеренного смысла. При разработке и утверждении Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по оценке условий труда в этом не увидели необходимости (документ согласован в установленном порядке со всеми заинтересованными). Причем, некоторые организации предоставляют доплаты своим работникам за работу с особыми условиями труда не по результатам аттестации, а в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами. Крупным организациям с большим количеством рабочих мест с вредными и(или) опасными условиями труда и большим количеством структурных подразделений наличие такой графы в приложении 12, наверное, было бы удобным для практического применения. В связи с чем есть смысл рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в соответствующий нормативно-правовой акт. Пока же в данной конкретной ситуации рекомендую обратиться в разработчикам модуля электронной формы, контактная информация которых имеется на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Вопрос 10: В организации сократили рабочее место чистильщика-точильщика чесальных аппаратов с вредными условиями (превышение ПДК по пыли), Рабочего перевели на свободную вакансию слесарем-ремонтником с допустимыми условиями труда. В рабочую инструкцию слесаря-ремонтника добавили обязанности по чистке чесальных аппаратов. Теперь этот слесарь-ремонтник по несколько дней в месяц (целый рабочий день) будет выполнять работы по чистке чесальных аппаратов на своем бывшем рабочем месте в помещении, где установлено специальное оборудование для чистки (по смежной профессии «чистильщик-точильщик чесальных аппаратов» без официального оформления совмещения). Можно ли воспользоваться картой аттестации рабочего места чистильщика-точильщика и вести учет рабочего времени в дни чистки чесальных аппаратов и определять компенсации слесарю-ремонтнику (при выполнении работ по смежной профессии чистильщика) за работу во вредных условиях труда пропорционально отработанному времени? Или на рабочем месте слесаря-ремонтника нужна внеочередная аттестация? Нужно ли вносить изменения в результаты действующей аттестации рабочих мест в связи с сокращением штатной единицы чистильщика-точильщика аппаратов (конкретно – исключать из действующего перечня на дополнительный отпуск и перечня на доплаты указанную профессию)?

Ответ: Прежде всего, хочу обратить внимание, что трудовая функция работника в соответствии со статьей 19 Трудового кодекса Республики Беларусь в обязательном порядке отражается в трудовом договоре. Совмещение профессий – одно из условий, которое, в соответствии со статьей 32 Трудового кодекса, относятся к существенным при изменении условий труда, о чем наниматель обязан предупреждать работника в установленные сроки. К существенным изменениям условий труда также будет относиться и отмена ранее предоставляемых компенсаций за работу с вредными и(или) опасными условиями труда. Поэтому возникает вопрос из Вашего вопроса о правомерности действий нанимателя «без официального оформления совмещения». В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253, аттестация проводится на конкретном рабочем месте работника, занятого на нем полный рабочий день. При проведении аттестации созданная приказом нанимателя аттестационная комиссия должна установить соответствие наименования профессий рабочих и должностей служащих Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» и характера фактически выполняемых работ характеристикам работ, приведенным в соответствующих выпусках Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД). При наличии имеющихся несоответствий подготовить предложения о внесении изменений в штатное расписание, трудовые книжки работников и другие документы в порядке, установленном законодательством Поэтому нельзя предоставлять компенсации работнику, занятому по профессии слесарь-ремонтник, имеющейся в штатном расписании и по результатам аттестации не подтвердившей право на предоставление компенсаций (класс условий труда 2) на основании карты аттестации другого рабочего места, которого, к тому же, и нет в штатном расписании организации. Одним из условий проведения внеочередной аттестация (переаттестация) являются изменения условий труда работников при наличии инициативы нанимателя или профсоюза (профсоюзов) о проведении аттестации. В таком случае внеочередная аттестация проводится в шестимесячный срок. В документы по результатам аттестации, за исключением случаев проведения внеочередной аттестации (переаттестации), вносятся изменения и (или) дополнения на основании: заключений и предписаний органов государственной экспертизы условий труда; решения аттестационной комиссии о необходимости внесения в указанные документы изменений и (или) дополнений в целях приведения наименований профессий (должностей), структурных подразделений в соответствие со штатным расписанием (структурой) организации. В данном случае оснований для внесения изменений в результаты аттестации не имеется.

Вопрос 11: С целью экономии энергозатрат наниматель изменил технологический процесс запрессовки отходов из-за уменьшения объема перерабатываемой продукции. Вместо автоматической подачи по системе пневмотранспорта отходы теперь собираются вручную на месте их образования и загружаются в пресскамеру вручную из мешков. В результате у работника, занятого прессованием отходов, ухудшились условия труда по содержанию пыли в воздухе рабочей зоны и по показателям тяжести. Допускается ли такое мероприятие по экономии энергозатрат, если оно имеет положительный экономический эффект даже учитывая расходы на компенсации работникам за вредные условия труда?

Ответ: Безусловно, можно понять нанимателя, который стремится к снижению затрат (в том числе и энергозатрат) с целью снижения себестоимости продукции, повышения ее конкурентоспособности и т.д. Однако, хочу напомнить, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране труда» основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: приоритет сохранения жизни и здоровья работающих; ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда. Также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73 утверждена Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы, подпрограмма 2 «Охрана труда», которой имеет 2 основные задачи: улучшение условий и охраны труда работающих и снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в республике. Цель первой задачи – ежегодное снижение удельного веса рабочих мест с вредными и(или) опасными условиями труда на 1%. Поэтому, по моему мнению, такая экономия не согласуется с государственной политикой в области охраны труда.

Вопрос 12: При оценке условий труда уборщицы согласно п. 27.1.4 Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест при подсчете времени уборки санузлов не учитывали время уборки курилок, в результате чего время уборки санузлов получилось менее 50%. В связи с этим класс условий труда снизился до 2 класса. Справедливо ли решение комиссии о неотнесении курилок к санузлам?

Ответ: В соответствии с п. 27 Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – Инструкция), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35, при оценке биологического фактора критериями для оценки условий труда при работе с патогенными микроорганизмами являются группа патогенности и характер выполняемых работ. При этом работы, указанные в подпунктах пункта 27, должны выполняться постоянно. Условия труда работников (организаций, осуществляющих в установленном порядке медицинскую и фармацевтическую деятельность, организаций социального обслуживания, ветеринарных учреждений и подразделений, химико-фармацевтической, фармацевтической, микробиологической промышленности, научно-исследовательских организаций и исследовательских лабораторий, моргов, судебных медицинских экспертиз, специализированных хозяйств для больных животных и их утилизации, санитарных боен, крематориев и других организаций), выполняющих работы по содержанию лиц без определенного места жительства в домах ночного пребывания; в производстве мяса и мясных продуктов, дубления и отделки кожи на этапах до вынесения заключения о санитарно-эпидемиологической безопасности сырья и материалов; по отбору, упаковке, исследованию проб биоматериалов условно здорового организма (человека или животного); по обслуживанию и уходу за животными и птицей; по обслуживанию мусоропроводов, канализационных приборов, коммуникаций и сооружений, уборке санузлов оцениваются классом 3.1. Обратите внимание, именно уборки санузлов, а не санитарно-бытовых помещений, к которым, относятся помещения для курения. В соответствии с п. 11 Инструкции оценка факторов производственной среды проводится с учетом времени их воздействия в течение рабочего времени. Если влияние вредного и (или) опасного фактора производственной среды на работника составляет менее 50 и до 10 процентов (включительно) от продолжительности рабочего времени, класс условий труда по данному фактору снижается на одну степень; при продолжительности воздействия фактора производственной среды на работника менее 10 процентов от продолжительности рабочего времени производится снижение класса условий труда на две степени. При этом класс условий труда не может быть ниже допустимого. Исходя из вышеизложенного, решение аттестационной комиссии справедливо.

Вопрос 13: 4,5 года назад мы провели аттестацию рабочих мест на производственной линии по выпуску продукции определенного ассортимента. В настоящее время продукцию этого ассортимента не заказывают и линия простаивает. По этой причине работников не переводят для работы на этой линии и аттестовать эти рабочие места в срок через 5 лет не представляется возможным. Что делать с очередной аттестацией рабочих мест на этой линии?

Ответ: В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – Положение об аттестации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253, аттестация рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация) проводится в целях выявления на конкретном рабочем месте работника, занятого на нем полный рабочий день, факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности, разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также для определения обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников). Если на конкретном рабочем месте никто не работает (оборудование простаивает), то и смысла в проведении аттестации нет.